Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Детский сад № 108 – это учреждение, в котором имеется современное оборудование для развития и воспитания детей, для качественного обеспечения всех их потребностей (в игре, общении, обучении, двигательной активности). 

Для детей открыты:

  • 12 групповых помещений с отдельными спальнями и насыщенной, развивающей предметно-пространственной средой.

Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развевающей среды группы:

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации. В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей.

РППС включает в себя: 

Центр сенсорного развития: сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
  • Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
  • Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
  • Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
  • Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
  • Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Центр природы:

Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Дети учатся узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). В уголке природы размещены растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети учатся поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. Оборудование и материалы: цветы, подробные картинки по временам года, палочки для рыхления земли. В  центре  природы в каждой группе имеются: муляжи овощей и фруктов наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания.

Центр конструирования:

Цель: создание условий для развития у воспитанников желания заниматься конструктивно-модельной деятельностью; стимулирование творчества, свободы самовыражения в процессе конструирования; возможность детей попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.

Уголок конструирования нами наполнен следующими игровыми материалами:

Строительный набор – это разновидность кубиков из пластмассы и дерева. Они разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы.

Конструкторы типа «Лего» - такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.

Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Цветные счетные палочки», «Кубики Никитина».  С их помощью, можно создавать различные задания для ребят разного уровня сложности.

Конструкторы-мозаики - предусмотрена сборка по образцу или личному эскизу. Элементы поочередно соединяются, и в итоге получается изображение, подобно мозаичному. Детали плоские с прорезями для креплений. Собранные фигуры получаются объемными.

Вкладыши, пазлы, шнуровки, игры с прищепками - способствуют развитию у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.

Плоскостные конструкторы - «Танграм», набор плоских геометрических фигур из дерева - представляют собой набор разноцветных геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники). Позволяют сформировать: способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение), представление о геометрических фигурах, цвете. Развивает наблюдательность, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Дидактические игры: «Найди отличия»; «Лабиринт»; «Геометрическая мозаика»; «Разрезные картинки»; «Домино»; « Найди тень»; «Чей хвост»; « «Весёлая логика»; « Что к чему?»; «Игра - обучалка со счетными палочками» и т. д.. Игры развивают наблюдательность, творческое воображение, память, логическое мышление, речевую активность мелкую моторику пальцев рук.

Набор мелких игрушек, включающих в себя животных, человечков, транспорт, посуду. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.

Материалы для конструирования из бумаги: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования.

Природный материал: Кора деревьев, семена, шишки сосны и ели, засушенные листья, солома, желуди, ракушки, палочки, крупы, скорлупки от орехов.

Бросовый материал: мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол.

Вспомогательные материалы.

Пластилин, клей, элементы декорирования поделок, ножницы, спички, линейка, карандаши.

Наглядные пособия, литература.

Схемы построек из конструкторов - «Лего», «Мягкие конструкторы», блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Конструкторы-мозаики», для строительного набора.

Математический центр: Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, расположены на столе, мольберт. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги и мольберте, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.

Центр речевого развития: речевой центр в группе представляет собой предметно – пространственную среду, в которую входят стеллажи, игровые и дидактические игры, а также театр.

Оборудование и наполняемость

Дидактический материал в речевом уголке:

  1. Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  2. Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  3. Пособия для развития мелкой моторики  (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  4. Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты): гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки.
  5. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
  6. Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам).
  7. Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  8. Материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Центр изо-деятельности: выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: акварель, непроливайки, гуашь, кисти, цветные карандаши, мелки, раскраски, бумага разной фактуры и т.д.

Центр развития крупной моторики:

Цель: развитие крупной моторики у детей через разные виды активности.

В центре имеется следующий спортивный инвентарь:

  • Мячи разных размеров.
  • Массажные мячи.

Спортивный уголок пользуется большой популярностью у детей, так как реализует их потребность в двигательной активности в течение всего дня. В уголке дети могут играть в различные спортивные игры, такие как: кольцеброс, сбей кеглю, попади в мишень и тд.

Центр развития мелкой моторики:

 Цель данного центра: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через игры и упражнения со специальными игровыми пособиями.

В центре используются различные игры и пособия для развития мелкой моторики у детей. Есть много пособий фабричного производства, так же и игры сделанные своими руками. Используются: «Игры с прищепками», «Шнуровка», «Нанизывание предметов на шнурок», «Дорожки из пуговиц». «Намотай на клубок», «Собери цветок», «Рисование манкой», «СУ – Джок» и т.д.

РППС на свежем воздухе

Развивающими должны быть не только предметы среды, но и пространство группы, всего детского сада, прилегающей территории. Они должны нести развивающую функцию, давать возможность развитию социальных навыков воспитанников.

Спортивное оборудование: бревно для развития равновесия, дуги, лестницы, кольца, турники. Обязательно выносится на участок атрибуты для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, обручи, самокат, ракетки для игр в бадминтон, мячи разных размеров, корзины для метания и т. д.

Невозможно представить себе участок детского сада без песочницы.

Игры с песком – любимая детская деятельность, они способствуют оздоровлению и закаливанию. Создание и обыгрывание построек обеспечивает развитие детского творчества. Действия с песком развивают мелкую моторику, ручную умелость. Игры – манипуляции с песком вызывают у ребёнка чувства удовольствия, радости, а это благотворно сказывается на работе всех функций и систем растущего организма. Развивается тактильная чувствительность, воображение, фантазия, воспитывается умение работать в коллективе, доводить начатое до конца. Прогулочный участок группы можно поделить на функциональные зоны:

Игровая зона –корабль, машину. Дети с удовольствием отправляются в далёкие путешествия, учатся взаимодействовать друг с другом, изучают правила дорожного движения.

Зеленая зона - это специально оборудованные уголки для проведения наблюдений и бесед. Для развития трудовой деятельности на участке имеются огород и яркие цветочные клумбы, которые способствуют развитию познавательного интереса, экологических знаний, наблюдениям и умозаключения детей.

Эксперементально-исследовательская зона - во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, песок, глина, земля, вода - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.

Спортивно-оздоровительная зона - для привлечения детей к оптимальной двигательной активности, развития двигательных умений, для укрепления здоровья детей. Во время прогулки дети играют, много двигаются, учатся преодолевать различные препятствия, становятся ловкими, сильными, смелыми, выносливыми. У них укрепляется мышечная система, вырабатываются двигательные умения и навыки, повышается жизненный тонус. Правильно созданная РППС, организованная прогулка детей на участке ДОУ, способствуют привитию здорового образа жизни, укреплению здоровья, развитию двигательной активности, а также формированию положительного эмоционального состояния воспитанников.

  • Музыкальный  зал – просторный, светлый, оснащенный мультимедийным, акустическим и световым оборудованием;
  • Физкультурный зал – оснащенный спортивным оборудованием,  мягкими модулями, мячами фитбол, разнообразными пособиями для проведения физкультурно-оздоровительной работы.
  • Кабинеты специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
  • Изостудия для развития творческих способностей детей.

Детский сад обеспечен необходимой оргтехникой:

  • Интерактивная LED панель  Newline TruTouch – 2 шт.  
  • МФУ Brother – 2 шт.
  • Ноутбуки – 8 шт.
  • Компьютеры – 6 шт.
  • Проектор VieSonic – 1 шт.
  • Телевизоры – 2 шт.
  • Цифровая зеркальная фотокамера – 1 шт.

 

 

Страница обновлена 22.06.2023