Эссе «Быть педагогом – это искусство»
Искусство – это произведения, созданные человеком, а также сам процесс творчества. Автор художественно осмысляет действительность, передает идею через художественный образ. Быть педагогом – это тоже настоящее искусство.
К каждой букве из слова искусство можно подобрать слова, характеризующие современного педагога. И – искусство, с – саморазвитие, к –креативность, у – успешность, с – сосредоточенность, с – сознательность, т– творчество, в – вдохновение, о – оригинальность.
Педагог находится в постоянном поиске чего-то нового. Как художник смешивает палитру цветов для достижения желаемого эффекта, так и учитель, чтобы быть нужным и полезным детям, постоянно совершенствуется, ищет новые идеи, методы, формы подачи материала. Для этого необходимо желание расти в профессии. Именно творческий подход, новые открытия позволяют ему стимулировать активность учащихся и воспитанников и вызывать у них познавательный интерес.
Также, творческий подход к педагогической деятельности позволяет педагогу составлять и реализовывать авторские программы обучения и воспитания, создавать методические разработки, повышающие эффективность занятий и уроков, креативно организовывать воспитательную работу и работу с родителями.
«Высшее искусство, которым обладает учитель, – это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний»,- писал знаменитый учёный Альберт Энштейн. Как настоящий творец, педагог создаёт и организует творческую развивающую среду, находится в постоянном поиске новых методов и приёмов обучения, руководит творческими и исследовательскими работами учеников и воспитанников.
Современный учитель должен отлично разбираться в культуре, науке, музыке, кино, в современных гаджетах и во многом другом. Он одновременно и друг, и наставник, и психолог, и критик, и юморист. Педагог должен уметь не только объяснять материал, но и подстраиваться под индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. То есть он должен постоянно самосовершенствоваться. С таким учителем всегда интересно учиться чему-то новому, раскрывать грани своих талантов.
Педагог-творец всегда сможет найти подход к каждому ученику или воспитаннику, даже самому сложному, учитывая его индивидуальные возможности, способности и возможности.
Мой путь к выбору профессии учителя-логопеда был долгим. Ещё в детстве я осознала, что мне нравится присматривать за своим младшим братом и его друзьями, придумывать различные игры и задания для них, разучивать с ними стишки и скороговорки. Позднее я узнала, что моя тяга к детям неспроста, ведь многие мои родственники были педагогами, а я учитель в четвёртом поколении.
Проработав шесть лет в детском саду учителем-логопедом, я с уверенностью могу сказать, что я не ошиблась в выборе профессии. Мне нравится придумывать что-то необычное, интересное, открывать для детей новый мир. Я всегда нахожусь в творческом поиске, стараюсь применить весь свой творческий потенциал. Награда за мой непростой труд – горящие глаза детей, их заинтересованность занятиями и счастливые улыбки, которые я вижу при встрече. Мне нравится, что ребята делятся со мной своими новостями и своими маленькими достижениями. Значит, я всё правильно делаю, мне удалось их заинтересовать, достучаться до их сердец, я им нравлюсь как человек и как педагог.
В своей работе я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, так как современный урок или занятие невозможно представить без них. Создаю презентации для логопедических занятий и придумываю игры на основе презентаций. Постоянно использую игровые технологии на логопедических занятиях. Я считаю, что именно через игру в этом возрасте нужно развивать, воспитывать, корректировать. Игра значительно облегчает процесс коррекции речи. Недаром, знаменитый русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Я полностью согласна с его словами. Игры частично придумываю сама или адаптирую готовые, подстраиваясь под возможности детей и их речевые особенности. Провожу речевую гимнастику и речевые разминки в форме игры. Также на логопедических занятиях я применяю активные методы обучения. Использую как заимствованные активные методы обучения, так и свои, авторские.
Настоящим открытием для меня оказалась возможность использования степ-платформ для работы над ритмом речи и закреплением правильного звукопроизношения. Занятия с применением степ-платформ стали для меня ещё одним полем для применения творчества и фантазии.
Я полностью согласна со словами К.Д.Ушинского о том, что учитель - это творец. Он постоянно должен учиться, творить, совершенствовать своё мастерство для того, чтобы быть профессионалом своего дела, ведь он играет ключевую роль в создании будущего нашего общества.